ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ»
Р. В. Сафарова, аспирантка Приазовский Государственный Технический Университет, г. Мариуполь
Одной из актуальных задач развития экономики, основанной на знаниях, является организация тесного взаимодействия вузов и работодателей. В условиях развивающейся экономики знаний одной из важнейших задач деятельности высших учебных заведений является формирование партнерских отношений с рынком труда и создание сети организаций, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров.
В данной работе было рассмотрено взаимодействие вуза с предприятием на примере ОАО «Азовсталь.
С 2006 года на предприятии стартовал проект «Школа-ВУЗ - Комбинат», целью которого является выявление талантливой молодежи, развитие ее способностей и привлечение в дальнейшем на предприятие. На начальном этапе проекта учащиеся подшефных «азовстальских» классов - УВК «Лицей - школа № 14» и СОШ № 40 им. Е. Мисько - получают глубокую и всестороннюю базу знаний, с которой смогут достойно продолжить учебу в ГВУЗ «Приазовский Государственный Технический Университет» (ПГТУ). По окончании школы выпускники поступают в ПГТУ на специальности, востребованные на комбинате (металлургический, механикомашиностроительный, энергетический, сварочный факультеты), на основании ранее заключенных договоров с университетом.
В течение двух лет обучения в ПГТУ студенты получают дополнительную целевую подготовку по 9-ти дисциплинам.
По окончании ПГТУ выпускники помимо диплома о высшем образовании получают сертификат, который является гарантией приема на комбинат. Комбинат со своей стороны оказывает финансовую помощь.
Всего за время действия проекта «Школа-вуз-комбинат», начиная с 2006 года, на комбинат трудоустроено 63 выпускника ПГТУ, прошедших обучение по проекту.
За 6 лет действия проекта «Школа-вуз-комбинат» помощь комбината учебным заведениям - участникам проекта составила более 2,6 млн. грн.
Реализация этого проекта показала наличие обратной связи между предприятиями и учебными учреждениями города, которая является одним из показателей инновационного развития.
Тем не менее, масштаб такого взаимодействия является незначительным. Как правило, для мелких городов Украины в условиях кризиса, реализация социальных проектов и программ не является первоочередным.
Для сравнения рассмотрим опыт эффективного стратегического партнерства «вуз-промышленные предприятия» на примере России, как страны ближнего зарубежья.
Реализуемая с 2005 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» программа «Стратегическое партнерство» базируется на долгосрочных договорах и комплексных проектах. Для эффективного трудоустройства выпускников и повышения качества подготовки университет проводит территориальный анализ потребностей рынка труда и анализ удовлетворенности работодателей выпускниками университета.
Таким образом, анализ взаимодействия крупных предприятий металлургической отрасли Украины с учебными учреждениями, а также анализ сотрудничества «вуз - промышленные предприятия» на примере российских предприятий показали, что масштабы взаимодействия в области социального партнерства сильно отличаются. Успешный опыт СПбГЭТУ свидетельствует о том, что отношения между вузами и производственными предприятиями должны быть построены на взаимной заинтересованности и полезности. Одним из главных показателей является исследование реального спроса на предприятиях, удовлетворение этого спроса и обеспечение необходимыми трудовыми кадрами этих предприятий. Регулирование спроса и предложения приведет к взаимной заинтересованности сторон, учебные учреждения повысят свою конкурентоспособность и уровень квалификации своих выпускников, а предприятия - конкурентоспособность продукции и услуг.