Запрошуємо розробників корисного устаткування до співпраці

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ»

Р. В. Сафарова, аспирантка Приазовский Государственный Технический Университет, г. Мариуполь

Одной из актуальных задач развития экономики, основанной на знаниях, является организация тесного взаимодействия вузов и работодателей. В условиях развивающейся экономики знаний од­ной из важнейших задач деятельности высших учебных заведений является формирование партнерских отношений с рынком труда и создание сети организаций, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров.

В данной работе было рассмотрено взаимодействие вуза с предприятием на примере ОАО «Азовсталь.

С 2006 года на предприятии стартовал проект «Школа-ВУЗ - Комбинат», целью которого является выявление талантливой мо­лодежи, развитие ее способностей и привлечение в дальнейшем на предприятие. На начальном этапе проекта учащиеся подшефных «азовстальских» классов - УВК «Лицей - школа № 14» и СОШ № 40 им. Е. Мисько - получают глубокую и всестороннюю базу зна­ний, с которой смогут достойно продолжить учебу в ГВУЗ «При­азовский Государственный Технический Университет» (ПГТУ). По окончании школы выпускники поступают в ПГТУ на специально­сти, востребованные на комбинате (металлургический, механико­машиностроительный, энергетический, сварочный факультеты), на основании ранее заключенных договоров с университетом.

В течение двух лет обучения в ПГТУ студенты получают до­полнительную целевую подготовку по 9-ти дисциплинам.

По окончании ПГТУ выпускники помимо диплома о высшем образовании получают сертификат, который является гарантией приема на комбинат. Комбинат со своей стороны оказывает финан­совую помощь.

Всего за время действия проекта «Школа-вуз-комбинат», на­чиная с 2006 года, на комбинат трудоустроено 63 выпускника ПГТУ, прошедших обучение по проекту.

За 6 лет действия проекта «Школа-вуз-комбинат» помощь комбината учебным заведениям - участникам проекта составила более 2,6 млн. грн.

Реализация этого проекта показала наличие обратной связи между предприятиями и учебными учреждениями города, которая является одним из показателей инновационного развития.

Тем не менее, масштаб такого взаимодействия является не­значительным. Как правило, для мелких городов Украины в усло­виях кризиса, реализация социальных проектов и программ не яв­ляется первоочередным.

Для сравнения рассмотрим опыт эффективного стратегиче­ского партнерства «вуз-промышленные предприятия» на примере России, как страны ближнего зарубежья.

Реализуемая с 2005 года в Санкт-Петербургском государст­венном электротехническом университете «ЛЭТИ» программа «Стратегическое партнерство» базируется на долгосрочных дого­ворах и комплексных проектах. Для эффективного трудоустройст­ва выпускников и повышения качества подготовки университет проводит территориальный анализ потребностей рынка труда и анализ удовлетворенности работодателей выпускниками универси­тета.

Таким образом, анализ взаимодействия крупных предпри­ятий металлургической отрасли Украины с учебными учреждения­ми, а также анализ сотрудничества «вуз - промышленные предпри­ятия» на примере российских предприятий показали, что масштабы взаимодействия в области социального партнерства сильно отли­чаются. Успешный опыт СПбГЭТУ свидетельствует о том, что от­ношения между вузами и производственными предприятиями должны быть построены на взаимной заинтересованности и полез­ности. Одним из главных показателей является исследование ре­ального спроса на предприятиях, удовлетворение этого спроса и обеспечение необходимыми трудовыми кадрами этих предприятий. Регулирование спроса и предложения приведет к взаимной заинте­ресованности сторон, учебные учреждения повысят свою конку­рентоспособность и уровень квалификации своих выпускников, а предприятия - конкурентоспособность продукции и услуг.