ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ В УСИЛЕНИИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С. Г. Демьяненко, к. э. н., В. И. Золотов, к. э. н., с. н. с
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, г. Одесса
В настоящее время возникла необходимость в теоретическом осмыслении широкого круга микро-, мезо-, макроэкономических и экологических проблем, включая мотивационный аспект предпринимательской деятельности экономических субъектов, а также объективные закономерности формирования и использования их доходов. В этой связи возникает интерес и экономическая необходимость в более подробном исследовании и применении франчайзинга и, в частности, экологического франчайзинга.
Экологическому франчайзингу (как и классическому) свойственны следующие основные черты и особенности: франчайзер является владельцем исключительных прав (правообладателем): патента, идеи, авторского права и аналогичных прав; франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под экологически маркированным товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке экологически чистых и безопасных товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером; франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода корпорация, работающая по единой методологии; за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи; Договор экологического франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.
Следует отметить, что в украинском законодательстве отсутствует закрепленное понятие «франчайзинг» или «франчайзинговый договор». Проект Закона Украины «О франчайзинге» предлагался в ноябре 2001 года, однако был отклонен. Вместо этого, с 1 января 2004 года франчайзинговые правоотношения начали регулироваться главой 76 Гражданского Кодекса Украины и главой 36 Хозяйственного Кодекса Украины, где вместо понятия «франчай-
71
Зинг» используется понятие «коммерческая концессия». Таким образом, если раньше правовую основу франчайзинговых правоотношений составляли договоры о совместной деятельности и лицензионные договоры, теперь все аспекты отношений между франчайзером и франчайзи можно описать в одном документе - договоре коммерческой концессии. Однако договор коммерческой концессии в имеющейся отечественной экономической и юридической литературе представлен типовым вариантом и достаточно ограничен по своему содержанию.
Устойчивое социально-экономическое развитие Украины во многом определяется состоянием окружающей природной среды и уровнем использования природно-ресурсного потенциала. Возникшая потребность в обеспечении равновесия между экономикой и экологией привела к тому, что в системе франчайзинга стали появляться и особо выделяться проблемы экологического содержания. Так, к числу важнейших целей современного франчайзинга относится выявление с помощью маркетинговых исследований неудовлетворенного спроса на экологически чистые условия окружающей природной среды, а также на экологически чистые товары, технику, технологию и территорию с целью ориентировать производство на удовлетворение экологических потребностей, обеспечить разработку, выпуск и реализацию товаров, на которые покупатель действительно проявит спрос. С помощью научных исследований и благодаря изучению спроса, в частности, эти обобщенные потребности покупателей учитываются при разработке механизмов корпоративного управления экологическим франчайзингом (КУЭФ).
Экологический франчайзинг - это не только обеспечение максимального роста потребления, расширение потребительского выбора и потребительской удовлетворенности, но и максимальный рост качества жизни, поддержка устойчивого, сбалансированного развития территорий, сохранение высокого качества окружающей природной среды. Целью разработки теоретико-методологических основ экологического франчайзинга как системы принципов, методов и инструментов управления природопользованием на основе соблюдения экологической безопасности является достижение экономико-экологически эффективного усиления потенциала устойчивого развития предпринимательства.