Запрошуємо розробників корисного устаткування до співпраці

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ В УСИЛЕНИИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С. Г. Демьяненко, к. э. н., В. И. Золотов, к. э. н., с. н. с

Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, г. Одесса

В настоящее время возникла необходимость в теоретическом осмыслении широкого круга микро-, мезо-, макроэкономических и экологических проблем, включая мотивационный аспект предпри­нимательской деятельности экономических субъектов, а также объективные закономерности формирования и использования их доходов. В этой связи возникает интерес и экономическая необхо­димость в более подробном исследовании и применении франчай­зинга и, в частности, экологического франчайзинга.

Экологическому франчайзингу (как и классическому) свой­ственны следующие основные черты и особенности: франчайзер является владельцем исключительных прав (правообладателем): патента, идеи, авторского права и аналогичных прав; франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на оп­ределенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под экологически маркированным товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке экологически чистых и безо­пасных товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером; франчайзер выступает в един­ственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообла­дателем, может быть несколько, т. е. это своего рода корпорация, работающая по единой методологии; за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит оп­ределенные платежи; Договор экологического франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

Следует отметить, что в украинском законодательстве отсут­ствует закрепленное понятие «франчайзинг» или «франчайзинго­вый договор». Проект Закона Украины «О франчайзинге» предла­гался в ноябре 2001 года, однако был отклонен. Вместо этого, с 1 января 2004 года франчайзинговые правоотношения начали регу­лироваться главой 76 Гражданского Кодекса Украины и главой 36 Хозяйственного Кодекса Украины, где вместо понятия «франчай-

71

Зинг» используется понятие «коммерческая концессия». Таким об­разом, если раньше правовую основу франчайзинговых правоот­ношений составляли договоры о совместной деятельности и лицен­зионные договоры, теперь все аспекты отношений между франчай­зером и франчайзи можно описать в одном документе - договоре коммерческой концессии. Однако договор коммерческой концес­сии в имеющейся отечественной экономической и юридической литературе представлен типовым вариантом и достаточно ограни­чен по своему содержанию.

Устойчивое социально-экономическое развитие Украины во многом определяется состоянием окружающей природной среды и уровнем использования природно-ресурсного потенциала. Воз­никшая потребность в обеспечении равновесия между экономикой и экологией привела к тому, что в системе франчайзинга стали по­являться и особо выделяться проблемы экологического содержа­ния. Так, к числу важнейших целей современного франчайзинга относится выявление с помощью маркетинговых исследований не­удовлетворенного спроса на экологически чистые условия окру­жающей природной среды, а также на экологически чистые товары, технику, технологию и территорию с целью ориентировать произ­водство на удовлетворение экологических потребностей, обеспе­чить разработку, выпуск и реализацию товаров, на которые поку­патель действительно проявит спрос. С помощью научных иссле­дований и благодаря изучению спроса, в частности, эти обобщен­ные потребности покупателей учитываются при разработке меха­низмов корпоративного управления экологическим франчайзингом (КУЭФ).

Экологический франчайзинг - это не только обеспечение максимального роста потребления, расширение потребительского выбора и потребительской удовлетворенности, но и максимальный рост качества жизни, поддержка устойчивого, сбалансированного развития территорий, сохранение высокого качества окружающей природной среды. Целью разработки теоретико-методологических основ экологического франчайзинга как системы принципов, мето­дов и инструментов управления природопользованием на основе соблюдения экологической безопасности является достижение экономико-экологически эффективного усиления потенциала ус­тойчивого развития предпринимательства.