Запрошуємо розробників корисного устаткування до співпраці

ФАКТОР ТОВАРНОГО РЫНКА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Н. Л. Тараканов, к. э.н., с. н.с.

Институт проблем рынка рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, г. Одесса.

В традиционном представлении логистика материальных по­токов решает задачи обеспечения эффективного перемещения то­варно-материальных ценностей в логистических цепях [1]. Кризис­ные явления в мировой экономике, которые особенно масштабно стали проявляться в настоящее время, заставляют пользователей логистических услуг все больше внимания уделять сопоставлению логистических затрат с коммерческим успехом от реализации това­ров на рынке. По этой причине в последнее время широко стала обсуждаться теория логистических каналов (ЛК), которая ориенти­рует материальные потоки под условия фазы сбыта продукции. В авторской трактовке под ЛК понимается упорядоченное множество различных логистических посредников, осуществляющих доведе­ние товарно-материального потока до конечного потребителя с це­лью его реализации. Относительная новизна сбытовой логистики, ее начальный этап развития на Украине породили целый спектр научно-прикладных проблем, которые требуют ускоренного ос­мысления и разработки рекомендаций по внедрению в практику логистической деятельности, в том числе: проблема учета логисти­ческих затрат, проблема становления клиент-ориентированной ло­гистики, проблема развития логистического аутсорсинга, проблема логистического маркетинга, и ряд других направлений.

Перечисленные проблемные области сбытовой логистики и пути их решения направлены на преодоление отставания от зару­бежных логистических моделей ведения бизнеса, таких как MRP (планирование материалов, деталей, комплектующих), «точно в срок», системы «Канбан» и др. [2]. В тоже время отметим, что от­ставание от зарубежной практики сбытовой логистики содержат в себе не только отрицательные, но также и положительные момен­ты, связанные с возможностью использования накопленного зару­бежного опыта для последующего инновационного «прорыва» в исследуемой сфере логистического бизнеса. В таком контексте, а также с учетом проведенного анализа актуальных направлений на­учно-прикладных исследований сбытовой логистики нами выделя-

156

Ется мало изученная область взаимосвязи ЛК с фазой потребления, обусловленная учетом типов товарных рынков, на которых реали­зуется продукция.

Для украинской экономики проблема адаптации ЛК к типам товарных рынков крайне актуальна. Она определяется, во первых, возрастающими требованиями к входу продукции на международ­ные рынки; во - вторых - усилением протекционизма во внешней торговле, когда защитные барьеры можно преодолевать только с помощью мобилизации нестандартных ресурсов; в-третьих - под­тверждением логистической практикой потребности в таком учете. В целях конструктивного учета фактора товарных рынков предло­жена система критериев типологии рынков, которая основана на дифференциации рынков в зависимости от поведения ЛК.

Основу концепции формирования ЛК под типы товарных рынков образуют базовые звенья (складирование, распределение, доработка товаров и пр.). Базовые звенья ЛК содержат значитель­ный резерв эффективности, который структуируется на три состав­ляющие: резерв равного доступа клиентуры к пользованию логи­стическими услугами, резерв специализации ЛК, резерв адаптации базовых звеньев под изменения внешней рыночной среды. Одно­временно решается проблема логистического обеспечения сбалан­сированного функционирования фаз воспроизводственных циклов в качестве необходимого условия устойчивого функционирования товарных рынков.