ФАКТОР ТОВАРНОГО РЫНКА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Н. Л. Тараканов, к. э.н., с. н.с.
Институт проблем рынка рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, г. Одесса.
В традиционном представлении логистика материальных потоков решает задачи обеспечения эффективного перемещения товарно-материальных ценностей в логистических цепях [1]. Кризисные явления в мировой экономике, которые особенно масштабно стали проявляться в настоящее время, заставляют пользователей логистических услуг все больше внимания уделять сопоставлению логистических затрат с коммерческим успехом от реализации товаров на рынке. По этой причине в последнее время широко стала обсуждаться теория логистических каналов (ЛК), которая ориентирует материальные потоки под условия фазы сбыта продукции. В авторской трактовке под ЛК понимается упорядоченное множество различных логистических посредников, осуществляющих доведение товарно-материального потока до конечного потребителя с целью его реализации. Относительная новизна сбытовой логистики, ее начальный этап развития на Украине породили целый спектр научно-прикладных проблем, которые требуют ускоренного осмысления и разработки рекомендаций по внедрению в практику логистической деятельности, в том числе: проблема учета логистических затрат, проблема становления клиент-ориентированной логистики, проблема развития логистического аутсорсинга, проблема логистического маркетинга, и ряд других направлений.
Перечисленные проблемные области сбытовой логистики и пути их решения направлены на преодоление отставания от зарубежных логистических моделей ведения бизнеса, таких как MRP (планирование материалов, деталей, комплектующих), «точно в срок», системы «Канбан» и др. [2]. В тоже время отметим, что отставание от зарубежной практики сбытовой логистики содержат в себе не только отрицательные, но также и положительные моменты, связанные с возможностью использования накопленного зарубежного опыта для последующего инновационного «прорыва» в исследуемой сфере логистического бизнеса. В таком контексте, а также с учетом проведенного анализа актуальных направлений научно-прикладных исследований сбытовой логистики нами выделя-
156
Ется мало изученная область взаимосвязи ЛК с фазой потребления, обусловленная учетом типов товарных рынков, на которых реализуется продукция.
Для украинской экономики проблема адаптации ЛК к типам товарных рынков крайне актуальна. Она определяется, во первых, возрастающими требованиями к входу продукции на международные рынки; во - вторых - усилением протекционизма во внешней торговле, когда защитные барьеры можно преодолевать только с помощью мобилизации нестандартных ресурсов; в-третьих - подтверждением логистической практикой потребности в таком учете. В целях конструктивного учета фактора товарных рынков предложена система критериев типологии рынков, которая основана на дифференциации рынков в зависимости от поведения ЛК.
Основу концепции формирования ЛК под типы товарных рынков образуют базовые звенья (складирование, распределение, доработка товаров и пр.). Базовые звенья ЛК содержат значительный резерв эффективности, который структуируется на три составляющие: резерв равного доступа клиентуры к пользованию логистическими услугами, резерв специализации ЛК, резерв адаптации базовых звеньев под изменения внешней рыночной среды. Одновременно решается проблема логистического обеспечения сбалансированного функционирования фаз воспроизводственных циклов в качестве необходимого условия устойчивого функционирования товарных рынков.