МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Н. А. Кухарская, к. э.н.
ИПРЭЭИ НАН Украины, г. Одесса
В условиях рыночной экономики реализация Стратегии экономического развития региона должна осуществляться административными, нормативными и рекомендательными методами.
К административным методам относят: предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот, проведение конкурсов на поставку товаров для госнужд и приватизационных конкурсов, осуществление процедур банкротства.
При использовании нормативных методов государство устанавливает совокупность нормативов - параметров, связывающих одни экономические величины с другими, обязательных для экономических субъектов, и контролирует их использование. У хозяйствующих субъектов сохраняется большая свобода действий, но при этом государство в состоянии изменить ставки, монетарные нормативы, нормативы распределения дохода по уровням бюджетной системы, нормативы заработной платы, социальные нормативы и т. д. При этом необходим дифференцированный подход при налогообложении предприятий производственного и непроизводственного сектора, стимулирование товаропроизводителей, а также формирование налоговой системы, поощряющей процессы накопления в отношении юридических и физических лиц.
Отличительной особенностью рекомендательного метода является тесная взаимоувязка стратегических целей субъектов стратегии региона (власти, бизнеса, общества) и государства. Поэтому при определении набора мер государственного регулирования важно формирование информационной базы о стратегиях, реализуемых в регионе.
Другим механизмом реализации Стратегии является формирование организационной структуры управления. Это - привлечение стейкхолдеров, организация процессов коммуникации и институционализации деятельности стратегических субъектов для решения региональных проблем.
Третьим механизмом является определение источников финансирования Стратегии. На сегодняшний день финансирование стратегий экономического развития региона возложены на областные
79
Государственные администрации. В связи с этим возникает необходимость финансирования ежегодных программ социальноэкономического развития и целевых региональных программ из других источников.
Однако ресурсы, направляемые на реализацию стратегии развития региона, должны формироваться из следующих источников:
- собственные средства консолидированного бюджета региона (налоговые и неналоговые доходы);
- государственные средства: субвенции, дотации, программы, имеющие общегосударственное значение (программы реструктуризации, конверсии, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и др.);
- собственные средства предпринимательских структур региона;
- собственные средства потребителей, в частности вкладчиков банков, заинтересованных в развитии конкретных отраслей и предприятий. Потребители полностью или частично участвуют в финансировании проектов, конкретным результатом реализации которых станет интересующая их продукция или услуги;
- средства иностранных инвесторов, международных банков и других финансовых организаций. Эти средства должны использоваться на закупку новых технологий.
Еще одним важным механизмом реализации Стратегии экономического развития региона является построение регулируемого варианта развития, который представляет собой активный прогноз развития экономики и его разработку, что необходимо, во-первых, для уточнения стратегических целей, а во-вторых, он выступает средством оперативного контроля по мере практической реализации основных этапов стратегии.
Реализация Стратегии потребует оперативного контроля за выполнением этапов путем анализа текущей ситуации, анализа новых трендов, что позволит своевременно выявлять и ликвидировать недостатки, а также вносить необходимые изменения в прохождение этапов и, в случае необходимости, вносить изменения и корректировки в цели региональной стратегии. Контроль за реализацией Стратегии должен стать общей целью деятельности руководства региона, муниципальных образований, руководителей предприятий и инвесторов.