МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ
С. В. Филиппова, д. є.н., проф., Ван Тао, асп.
Одеський національний політехнічний університет, Одеса
Разработка инновация у ряда машиностроительных предприятий требует привлечения внешних человеческих и информационных ресурсов. Одним из их источников и возможных партеров может стать ВУЗ соответствующего профиля. В качестве инструмента оценки его возможностей предлагается модель оценки стратегического потенциала и стратегических позиций ВУЗа. Последние определяются степенью соответствия предоставляемой ВУЗом услуги по разработке инноваций или прикладным научным исследованиям ряду стратегических условий: макро-, микро-, рыночным и отраслевым условиям [1].
К стратегическим макроусловиям относятся условия: социальные, политические, экономические, технологические. Микроусловия формируются финансово-экономической системой, системами организации научных исследований, управления, маркетинга, корпоративной культуры. Совокупность систем представляет собой стратегический потенциал ВУЗа - потенциального партнера предприятия.
Рыночные условия осуществления научной деятельности определяются: потенциалом (размером) рынка высшего образования; структурой рынка; возрастом рынка; эластичностью спроса; ключевыми факторами успеха на рынке.
Отраслевые условия предоставления услуги по разработке инноваций формируются под действием пяти конкурентных сил в отрасли: структуры и динамики конкурентной среды; угрозы потенциальной конкуренции; влияния потребителей; рынок ресурсов; давление производителей услуг-заменителей.
На основании представленной структуры стратегических условий в статье предлагается модель, определяющая пространство стратегических позиций ВУЗа в девяти областях:
- Область 1 - агрессивные позиции, макросреда благоприятна, а стратегический потенциал позволяет полностью контролировать микроусловия.
- Область 2 - консервативные позиции. Очень высокий стратегический потенциал, способный контролировать условия макросреды, но самые непривлекательные сегменты, где вуз не имеет конкурентных преимуществ.
- Область 3 - конкурентные позиции. Непрофильный вуз, макросреда и микросреда неблагоприятны.
- Область 4 - оборонительные позиции. Неблагоприятные условия макросреды, отсутствие стратегического потенциала. Научные услуги, предоставляемые ВУЗом, не имеют конкурентных преимуществ и предоставляются по самым непривлекательным направлениям.
- Область 5 - неясные позиции. Стратегический потенциал не противостоит изменяющимся условиям макросреды.
- Область 6 - агрессивно-консервативные позиции. Высокий стратегический потенциал в адекватных макроусловиях.
- Область 7 - агрессивно-конкурентные позиции. Хорошие конкурентные преимущества, но условия нестабильной макросреды или недостаточный стратегический потенциал.
- Область 8 - консервативно-оборонительные позиции. Стратегический потенциал ВУЗа или недостаточно высок при благоприятных условиях макросреды, или же в основном тратится на преодоление ее негативного влияния.
- Область 9 - конкурентно-оборонительные позиции. Невысокий конкурентный статус или высокий конкурентный статус по непривлекательным направлениям подготовки. Решающее воздействие на функционирование ВУЗа оказывает неблагоприятная изменчивая макросреда.
Для определения стратегических позиций в описанной модели необходимо провести анализ стратегических условий, который должен опираться на результаты всестороннего анализа состояния ВУЗа, рынка, направлений прикладных анучных разработок, так условий, определяющих макросреду.