Запрошуємо розробників корисного устаткування до співпраці

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИЙ

С. В. Филиппова, д. є.н., проф., Ван Тао, асп.

Одеський національний політехнічний університет, Одеса

Разработка инновация у ряда машиностроительных предпри­ятий требует привлечения внешних человеческих и информацион­ных ресурсов. Одним из их источников и возможных партеров мо­жет стать ВУЗ соответствующего профиля. В качестве инструмента оценки его возможностей предлагается модель оценки стратегиче­ского потенциала и стратегических позиций ВУЗа. Последние оп­ределяются степенью соответствия предоставляемой ВУЗом услуги по разработке инноваций или прикладным научным исследованиям ряду стратегических условий: макро-, микро-, рыночным и отрас­левым условиям [1].

К стратегическим макроусловиям относятся условия: соци­альные, политические, экономические, технологические. Микроус­ловия формируются финансово-экономической системой, система­ми организации научных исследований, управления, маркетинга, корпоративной культуры. Совокупность систем представляет собой стратегический потенциал ВУЗа - потенциального партнера пред­приятия.

Рыночные условия осуществления научной деятельности оп­ределяются: потенциалом (размером) рынка высшего образования; структурой рынка; возрастом рынка; эластичностью спроса; клю­чевыми факторами успеха на рынке.

Отраслевые условия предоставления услуги по разработке инноваций формируются под действием пяти конкурентных сил в отрасли: структуры и динамики конкурентной среды; угрозы по­тенциальной конкуренции; влияния потребителей; рынок ресурсов; давление производителей услуг-заменителей.

На основании представленной структуры стратегических ус­ловий в статье предлагается модель, определяющая пространство стратегических позиций ВУЗа в девяти областях:

- Область 1 - агрессивные позиции, макросреда благоприят­на, а стратегический потенциал позволяет полностью контролиро­вать микроусловия.

- Область 2 - консервативные позиции. Очень высокий стра­тегический потенциал, способный контролировать условия макро­среды, но самые непривлекательные сегменты, где вуз не имеет конкурентных преимуществ.

- Область 3 - конкурентные позиции. Непрофильный вуз, макросреда и микросреда неблагоприятны.

- Область 4 - оборонительные позиции. Неблагоприятные ус­ловия макросреды, отсутствие стратегического потенциала. Науч­ные услуги, предоставляемые ВУЗом, не имеют конкурентных преимуществ и предоставляются по самым непривлекательным направлениям.

- Область 5 - неясные позиции. Стратегический потенциал не противостоит изменяющимся условиям макросреды.

- Область 6 - агрессивно-консервативные позиции. Высокий стратегический потенциал в адекватных макроусловиях.

- Область 7 - агрессивно-конкурентные позиции. Хорошие конкурентные преимущества, но условия нестабильной макросре­ды или недостаточный стратегический потенциал.

- Область 8 - консервативно-оборонительные позиции. Стра­тегический потенциал ВУЗа или недостаточно высок при благо­приятных условиях макросреды, или же в основном тратится на преодоление ее негативного влияния.

- Область 9 - конкурентно-оборонительные позиции. Невы­сокий конкурентный статус или высокий конкурентный статус по непривлекательным направлениям подготовки. Решающее воздей­ствие на функционирование ВУЗа оказывает неблагоприятная из­менчивая макросреда.

Для определения стратегических позиций в описанной моде­ли необходимо провести анализ стратегических условий, который должен опираться на результаты всестороннего анализа состояния ВУЗа, рынка, направлений прикладных анучных разработок, так условий, определяющих макросреду.