СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А. А. Павлинчук, аспирант
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесса
Для развития и упрочнения отношений между предпринимательством и государство в рамках государственно-частного партнерства одной из форм является совместное предприятие.
Совместное предприятие является как формой государственно-частного партнерства, так и формой международного разделение труда, следовательно, это дает возможность привлечь в страну капитал, технологии и зарубежный опыт управления, что будет способствовать росту производительности труда, развитие рыночной инфраструктуры и вхождение страны в мировое сообщество.
Совместное предприятие как форма государственно-частного партнерства более сложна, чем форма международного разделение труда, так как найти общие договоренности между государством и предпринимательством по поводу единой цели составляет трудности, отсюда и происхождение рисков.
Риски, связанные с созданием совместных предприятий можно классифицировать на:
- идеологические риски, партнеры имеют разное видение и разные цели для совместного предприятия;
- организационно-правовые риски связанные в первую очередь с управлением и контролем совместного предприятия;
- экономико-финансовые риски связанные с распределением прибыли и контролем денежных потоков, со сбытом и т. д.;
- культурные риски, связанные с разным стилем управления.
Чтобы преодолеть и сгладить остроту рисков в совместном
Предприятии необходимо скрупулезно анализировать цели и задачи правильно составлять организационно-правовые и учредительные документы и последовательно писать бизнес-план.
Для совместного предприятие целесообразно и разумно опираться на пессимистический бизнес-план, который охватывал бы все риски и их последствия.
Также совместное предприятие это не только риски связанные с его деятельностью, но это еще дополнение одной стороны
121
Другой и их взаимосвязь.
У государства в «руках» сконцентрированы такие значимые ресурсы как:
- политико-правовые;
- земля/недра;
- инфраструктура.
У бизнеса в «руках» сконцентрированы такие ресурсы как:
- денежно-финансовые ресурсы;
- знание, опыт и управление;
- технологии;
В процессе функционирование совместного предприятия для государства должна быть отведена такая функция как контроль за деятельностью предприятия, особенно на ранних стадиях развития совместного предприятия, а частному инвестору должны быть отданы такие функции как хозяйственная (эксплуатация, ремонт и др.) и управленческая.
Также стоит заметить, чтобы не складывался императив со стороны государства, частный инвестор в некоторых вопросах должен обладать правом вето.
Совместное предприятия между государством и частным инвестором должно создаваться в виде консорциума, так как в этом объединение четко оговорены цели, постановка задачи, время функционирование, функции каждого участника, а также общая координация их действий.
После истечения срока действия договора о совместном предприятии должна произойти переуступка право собственности.
«Правильно построенное» совместное предприятие в рамках государственно-частного партнерства частично может разрешить ряд вопросов, таких как занятость, насыщение рынка и удовлетворение потребностей населения, технологическая отсталость, дефицит торгового баланса путем расширением экспортной базы и производством импортнозамещаемой продукции и т. д.[1]