УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО УСИЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОГЕНЕРИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С. Г. Ажнакин, вед. инж.
ИПРЭЭИ НАН Украины
На данный момент существует целый ряд проблем развития предпринимательства в сфере электрогенерации.
Предприниматели неохотно вкладывают средства в создание новых энергогенерирующих мощностей. Существует несколько причин, по которым частный капитал не спешит приходить в данную отрасль. Выделим некоторые организационные моменты.
Частных инвесторов отталкивает от полномасштабного участия в подобных проектах три основных фактора:
1) отсутствие государственных гарантий подключения к электросетям национальной компании «Укрэнерго», которая владеет всеми магистральными сетями;
2) отсутствие возможности заключать долгосрочный контракт на покупку-продажу всей произведенной электроэнергии с государственным предприятием «Энергорынок», которое является единственным оператором на оптовом рынке электроэнергии;
3) отсутствие рыночного тарифообразования при наличии диктата в этой сфере Национальной комиссии регулирования электроэнергетики.
Отсюда следует вывод, что если у государства нет средств для решения как текущей проблемы дефицита электроэнергии в тех или иных энергопроблемных районах, так и решения проблем введения дополнительных генерирующих мощностей в дальнейшей перспективе при возможном росте спроса на электроэнергию за счет экономического восстановления хотя бы до уровня 300 млрд. кВт/ч (в 1991 году), то необходимо устранить препятствия, мешающие приходу в отрасль частных инвестиций, за счет которых и можно было бы решить данную проблему.
Как показывает опыт других стран, решать проблему ресурсного обеспечения потенциального роста производств необходимо заранее. В противном случае приходится срочно изыскивать и вкладывать огромные средства в генерирующие мощности.
Следовательно, устранение указанных выше основных факторов, сдерживающих приток предпринимательского капитала в
54
Сферу строительства новых электростанций является важной задачей, стоящей перед государственными органами всех уровней.
Для устранения перекоса в развитии электрогенерирующих предприятий в Украине и элиминирования рисков стимулирования инфляционных процессов предлагаем сформировать ряд изменений в законодательные акты Украины, а именно:
1) внести изменение в Закон Украины «Про электроэнергетику» Ш75/97-ВР от 16.10.97 в статью 18 «Проектирование, строительство и реконструкция объектов электроэнергетики» (4 раздел), а именно: добавить абзац (как часть четвертую статьи 18) «Государство гарантирует построенным тепловым электростанциям и теплоэлектроцентралям в 2013-2020 гг. подключение к магистральным и местным сетям в случае выполнения всех необходимых процедур. Срок такого подключения не может превышать 6 месяцев со дня подачи соответствующих документов»;
2) внести изменение в Закон Украины «Про электроэнергетику» Ш75/97-ВР от 16.10.97 в статью 18 «Проектирование, строительство и реконструкция объектов электроэнергетики» (4 раздел), а именно: добавить абзац (как часть пятую статьи 18) «Государство гарантирует возможность построенным в 2013-2020 гг. тепловым электростанциям и теплоэлектроцентралям реализовывать произведенную ими электроэнергию на Оптовом рынке электроэнергии в полном объеме на срок, не меньший срока их самоокупаемости».
Внесение таких изменений приведет к притоку инвестиционного капитала в область создания новых генерирующих мощностей, что приведет к стабильному развитию электроэнергетики страны и устранению перекосов в создании преференций более «дорогим» электростанциям, использующим «зеленый тариф». В противном случае, в результате такого перекоса, цена на электроэнергию будет расти в ближайшее время опережающими темпами, что приведет к развитию инфляционных процессов во всей экономике.