Запрошуємо розробників корисного устаткування до співпраці

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО УСИЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОГЕНЕРИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С. Г. Ажнакин, вед. инж.

ИПРЭЭИ НАН Украины

На данный момент существует целый ряд проблем развития предпринимательства в сфере электрогенерации.

Предприниматели неохотно вкладывают средства в создание новых энергогенерирующих мощностей. Существует несколько причин, по которым частный капитал не спешит приходить в дан­ную отрасль. Выделим некоторые организационные моменты.

Частных инвесторов отталкивает от полномасштабного уча­стия в подобных проектах три основных фактора:

1) отсутствие государственных гарантий подключения к электросетям национальной компании «Укрэнерго», которая владе­ет всеми магистральными сетями;

2) отсутствие возможности заключать долгосрочный кон­тракт на покупку-продажу всей произведенной электроэнергии с государственным предприятием «Энергорынок», которое является единственным оператором на оптовом рынке электроэнергии;

3) отсутствие рыночного тарифообразования при наличии диктата в этой сфере Национальной комиссии регулирования элек­троэнергетики.

Отсюда следует вывод, что если у государства нет средств для решения как текущей проблемы дефицита электроэнергии в тех или иных энергопроблемных районах, так и решения проблем вве­дения дополнительных генерирующих мощностей в дальнейшей перспективе при возможном росте спроса на электроэнергию за счет экономического восстановления хотя бы до уровня 300 млрд. кВт/ч (в 1991 году), то необходимо устранить препятствия, ме­шающие приходу в отрасль частных инвестиций, за счет которых и можно было бы решить данную проблему.

Как показывает опыт других стран, решать проблему ресурс­ного обеспечения потенциального роста производств необходимо заранее. В противном случае приходится срочно изыскивать и вкладывать огромные средства в генерирующие мощности.

Следовательно, устранение указанных выше основных фак­торов, сдерживающих приток предпринимательского капитала в

54

Сферу строительства новых электростанций является важной зада­чей, стоящей перед государственными органами всех уровней.

Для устранения перекоса в развитии электрогенерирующих предприятий в Украине и элиминирования рисков стимулирования инфляционных процессов предлагаем сформировать ряд изменений в законодательные акты Украины, а именно:

1) внести изменение в Закон Украины «Про электроэнергети­ку» Ш75/97-ВР от 16.10.97 в статью 18 «Проектирование, строи­тельство и реконструкция объектов электроэнергетики» (4 раздел), а именно: добавить абзац (как часть четвертую статьи 18) «Госу­дарство гарантирует построенным тепловым электростанциям и теплоэлектроцентралям в 2013-2020 гг. подключение к магист­ральным и местным сетям в случае выполнения всех необходимых процедур. Срок такого подключения не может превышать 6 меся­цев со дня подачи соответствующих документов»;

2) внести изменение в Закон Украины «Про электроэнергети­ку» Ш75/97-ВР от 16.10.97 в статью 18 «Проектирование, строи­тельство и реконструкция объектов электроэнергетики» (4 раздел), а именно: добавить абзац (как часть пятую статьи 18) «Государство гарантирует возможность построенным в 2013-2020 гг. тепловым электростанциям и теплоэлектроцентралям реализовывать произ­веденную ими электроэнергию на Оптовом рынке электроэнергии в полном объеме на срок, не меньший срока их самоокупаемости».

Внесение таких изменений приведет к притоку инвестицион­ного капитала в область создания новых генерирующих мощно­стей, что приведет к стабильному развитию электроэнергетики страны и устранению перекосов в создании преференций более «дорогим» электростанциям, использующим «зеленый тариф». В противном случае, в результате такого перекоса, цена на электро­энергию будет расти в ближайшее время опережающими темпами, что приведет к развитию инфляционных процессов во всей эконо­мике.